Геннадий Ксенофонтович, каковы итоги 2009 года для Chery в России? В прошлом году Chery утратила свое лидерство в китайском сегменте…
Российский авторынок в прошлом году был крайне непредсказуем. Кредитные программы практически исчезли, доходы населения падали — в результате люди покупали в основном автомобили 2008 года выпуска, потому что они дешевле. В то же время и машин 2009 модельного года в продажу поступило очень немного.
Некоторые игроки в китайском сегменте пошли на прямое избавление от прошлогоднего стока, обрушив цены и на время распродаж показав лучшие результаты. Однако к концу года машин у них практически не осталось. У нас же автомобили в наличии есть и, начиная с августа, продажи Chery в России начали рост…
Ну, рост продаж у Chery начался тоже после того, как была объявлена скидочная акция «Ударим по ценам». Вы тоже решили распродать стоки?
На самом деле, машины 2008 года заняли процентов 20-30 в продажах минувшего года. А скидки распространялись в том числе и на автомобили 2009 модельного года. Мы не поддержали политику острой ценовой конкуренции, которую нам практически навязывала ситуация на рынке. Уверен, в долгосрочной перспективе мы поступили правильно. Что касается наших акций, то, прежде всего, мы попытались еще раз привлечь внимание к моделям Chery, подчеркнуть их достоинства и выделить их на фоне достаточно серьезных конкурентов в сегменте.
За счет чего вам удалось снизить цены на автомобили 2009 года?
Материнская компания Chery Automobile Co. уделяет огромное внимание рынку России, нашим пожеланиям и проблемам. Нас, безусловно, поддержали в сложное время и дали возможность установить конкурентные цены.
Не страдает ли от снижения цены качество автомобилей?
Машины были произведены задолго до снижения цены. Производство и маркетинг — кардинально разные направления у всех автопроизводителей. Что касается качества автомобилей Chery, то за последний год-полтора значительно сократилось количество обращений по гарантии и ремонту наших машин. Как показывает статистика, в большинстве случаев клиенты приезжают в сервисный центр только на плановые ТО. По отзывам наших дилеров и клиентов, автомобили Chery стали сопоставимы по качеству с основными лидерами продаж. Об этом свидетельствуют и результаты независимого исследования качества автомобилей китайского производства, проведенного J.D. Power.
Модели Chery лидируют в сегментах компактных автомобилей, опережая многих глобальных автопроизводителей, имеющих заводы в КНР. Но главная оценка для нас — растущая лояльность наших клиентов в России, которые покупают второй и даже третий автомобиль Chery.
А какова сегодня ситуация с запчастями? Раньше это была настоящая головная боль для российских владельцев Chery…
Проблема с запчастями характерна для большинства брендов, которые выходят на новый рынок. Однако если создание эффективной складской системы обычно занимает 4-6 лет, то мы смогли полностью решить проблему с запчастями уже через два года присутствия на российском рынке. В конце 2008 года дистрибьюторский центр запасных частей Chery в России вышел на полную мощность. Опять же благодаря поддержке наших учредителей «Чери Автомобили Рус» оперативно и в полном объеме удовлетворяет запросы дилеров и сервисных центров. Хочу еще раз подчеркнуть, что Chery в России — не временный проект, а часть огромного международного автомобильного бренда, который с каждым годом в разы увеличивает свой потенциал, производственные мощности и продажи по всему миру.
В середине прошлого года в России была представлена модель Chery M11. Когда же новинка появится в продаже?
На сегодняшний день завершены сертификационные испытания, и у дилеров седаны и хетчбэки М11 появятся уже весной — в марте-апреле. Эта модель — новый этап для Chery в разработке и производстве автомобилей, она соответствует всем мировым требованиям по безопасности. М11 оснащена фронтальными и боковыми подушками безопасности для передних пассажиров, а также «шторками», системами ABS и EPS, датчиками дождя и света. Цена М11 ориентировочно будет начинаться от 450 тысяч рублей. О перспективах новой модели на российском рынке пока говорить преждевременно — сегмент С-класса, к которому относится М11, наиболее перспективный в России, но в то же время и чрезвычайно высококонкурентный.
Обеспечить привлекательную цену новой модели вы намерены за счет сборки на «Дервейс»?
Хочу подчеркнуть, что все переговоры с заводом «Дервейс» ведет головная компания. Полагаю, что сначала на российский рынок поступят М11 китайского производства.
Какие еще новые модели Chery могут появиться в России?
Решение по будущим моделям еще не принято, но мы рассматриваем 5-6 новинок, которые уже продаются в Китае или в ближайшее время поступят в производство. Согласно принципам международной торговли Chery экспорт новой модели начинается только через полгода продаж на внутреннем рынке. С июня прошлого года в Китае успешно продаются новые модели в разных сегментах — это и компактный автомобиль, и минивэны, и коммерческий транспорт, и представительский класс. Кроме того, в нынешнем году Chery начинает серийный выпуск электромобилей S18 и гибридов на базе Tiggo. И хотя перспективы таких автомобилей в России пока оценить сложно, у нас нет причин, чтобы не рассматривать их в качестве потенциальных моделей.
Возвращаясь к началу нашего разговора о лидерстве Chery в России… Какое место в китайском сегменте продаж намерена занять Chery в 2010 году?
Мы не ставим перед собой задачи вернуть лидерство. Больших планов не строим — прорыва на российском авторынке, судя по всему, в ближайшее время не произойдет, и ситуация начнет стабилизироваться не раньше, чем в конце года. Для нас гораздо важнее сейчас сохранить и укрепить доверие наших клиентов, повысить узнаваемость марки.
Всего за 10 лет с начала производства первого автомобиля Chery уверенно заняла лидерство на китайском авторынке среди национальных брендов. В прошлом году продажи Chery в Китае достигли 500 тысяч автомобилей, и в нынешнем году компания планирует увеличить эту цифру до 700 тысяч. Это говорит о том, что продукция Chery конкурентоспособна и востребована. Думаю, что эта конкурентоспособность проявится и в России…
Александр Чупров